Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, — это охрана и укрепление здоровья детей.
Здоровье ребёнка – основа успешного формирования, развития и реализации его способностей, задатков, адаптация к быстро меняющимся условиям социальной жизни.
В детском саду ребёнок проводит значительную часть времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечить укрепление психического и физического здоровья ребёнка, создать благоприятные гигиенические, педагогические и эстетические условия, комфортную психологическую обстановку.
В нашем дошкольном учреждении создана система необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в соответствии
со ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
и
СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»:
1. Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья,
осуществляется в соответствии с
Первичная медико-санитарная помощь воспитанникам оказывается медицинским персоналом ГБУЗ "Ухтинская детская больница" на договорной основе.
В детском саду медицинский блок представлен следующими помещениями: процедурным кабинетом, изолятором, комнатой медсестры (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры и врача), .
Медицинским работником осуществляется:
Все работники дошкольного учреждения проходят первичный и плановый медицинский осмотр, имеют личную медицинскую книжку установленного образца.
2.Организация питания обучающихся
Подробно с организацией питания дошкольников в детском саду можно познакомиться в разделе Об условиях питания воспитанников
В детском саду проводится большая работа по Пропаганде здорового питания.
3.Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима пребывания детей в ДОУ
Согласно СанПиН разрабатывается режим пребывания детей в детском саду, с обязательным учетом возраста детей. В режиме отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, организованной образовательной деятельности для каждой группы детей. Составляющие режима структурировались на основе расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с 1 сентября по 31 мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с 1 июня по 31 августа
При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдается:
С режимом дня в детском саду можно подробно познакомиться приемных групп.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их полноценному гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Прогулки организуются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Продолжительность дневного сна составляет 2-2,5 часа (в зависимости от возраста детей).
Организованная образовательная деятельность с детьми раннего возраста не превышает 10 минут (т.е. по 8-10 минут) и осуществляется по подгруппам в первую и вторую половину дня.
С детьми дошкольного возраста продолжительность организованной образовательной деятельности составляет:
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности и физкультурные паузы — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия, подвижные игры, развлечения, досуги. В дошкольном учреждении работают кружки по интересам (на платной основе). Образовательная деятельность в кружках осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 минут с детьми старшей группы и не более 30 минут с детьми подготовительной к школе группы.
В летне-оздоровительный период вся работа с детьми проходит на воздухе.
4.Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требования охраны труда
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни начинается уже в детском саду. Работа проходит по таким направлениям, как рациональный режим дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, стабильное психоэмоциональное состояние.
Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Они учатся познать себя, анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, избавляться от комплексов, давать себе объективную оценку. Организация обучения проходит через игру, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, продуктивную деятельность. Обучение дошкольников здоровому образу жизни идет во всех видах деятельности ребенка и поддерживается родителями дома.
В методическом кабинете накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
В течение дня с детьми проводятся инструктажи по охране труда:
5. Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом
На базе дошкольного учреждения созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро- и микросреда. В детском саду функционируют спортивный зал и физкультурная площадка для занятий с детьми, тренажёрный зал.
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудован физкультурный уголок, в котором находится необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, для гимнастики после сна и закаливающих процедур, для индивидуальной профилактической работы с детьми, атрибуты для подвижных игр.
Занятия по физической культуре с детьми всех возрастов проводятся 3 раза в неделю. С детьми старшей и подготовительной к школе группы третье занятие проходит на воздухе круглогодично. Ежедневно проводится утренняя гимнастика.
На занятиях по физической культуре осуществляется индивидуально — дифференцированный и гендерный подход: учитывается здоровье детей, уровень физической подготовленности. Инструктор по физической культуре дает воспитателям рекомендации по индивидуальной работе с детьми на закрепление двигательных умений и навыков.
Большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному её регулированию. Разработана система физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
6. Прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации
Плановые медосмотры дошкольников проводятся за год до выпуска в школу и перед выпуском в школу.
Диспансеризация детей дошкольного учреждения проходит ежегодно согласно плану детской поликлиники ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ».
7. Профилактика и запрещение курения среди взрослых
В детском саду проводится работа по профилактике вредных привычек с персоналом ДОУ и родителями (законными представителями). На территории дошкольного учреждения размещены знаки о запрете курения.
8. Обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в дошкольном учреждении
Комплексная безопасность в детском саду обеспечивается следующими мероприятиями:
В решение вопросов комплексной безопасности вовлечены все участники образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Персонал проходит инструктаж по профилактике пожаров и действиям в случае их возникновения. С детьми проводятся занятия по правилам пожарной безопасности, периодически отрабатываются правила поведения при возникновении пожара. В помещениях ДОУ осуществляется контроль за состоянием электрооборудования и электросетей.
Работа с детьми выстроена на основе программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. и включает в себя формирование у дошкольников представлений об опасных и вредных факторах, о правилах безопасного поведения в быту, на улице, детском саду, при различных чрезвычайных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов и строгому выполнению требований этих документов в решении вопросов комплексной безопасности. Издаются локальные акты, приказы, инструкции по пожарной безопасности и охране труда.
Регулярно проводятся тренировки по эвакуации воспитанников и сотрудников детского сада при возникновении ЧС.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется, как правило, в ходе родительских собраний, консультаций, индивидуальной работы. Размещается наглядная агитация и методические материалы на видных и доступных для родителей и посетителей местах и на официальном сайте детского сада, тематические памятки высылаются в родительские чаты групп.
9. Профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в дошкольном учреждении
В дошкольном учреждении выполняются требования безопасности к оснащению всех помещений, где находятся дети, а также требования безопасности к территории детского сада.
Оборудование, расположенное на территории игровых площадок и физкультурной зоны (малые архитектурные, игровые и спортивные формы, веранды, столы, лавочки и т.д.) закреплены, устойчивы, соответствуют возрасту детей и санитарным нормам. Оборудование периодически проверяется на предмет нахождения его в исправном состоянии с обязательным составлением акта проверки. Аналогичную проверку проходит оборудование физкультурного зала.
В весенне-осенний период проводятся мероприятия по уборке мусора, вырубки сухих и низких веток деревьев, обрезки кустарников, обработки клумб и цветников. В зимний период проводится уборка снега на детских площадках, дороге вокруг здания, ступеньках крылечек, лестницах запасного выхода, с крыш теневых навесов. В гололед все опасные зоны посыпаются песком.
На прогулке педагоги осуществляют контроль и страховку детей на горках, перекладинах, сферах, лестницах, в процессе проведения подвижных и спортивных игр; следят за состоянием выносного материала.
В помещениях дошкольного учреждения ежедневно проводится проверка мебели и оборудования на предмет прочного закрепления, устойчивого состояния и целостности. Воспитатели следят за состоянием игрушек и игрового оборудования. В случае обнаружения неисправности или поломки игрушки и игровое оборудование изымается.
В целях предупреждения травматизма в помещениях детского сада и на прогулке педагоги проводят с детьми инструктажи, беседы, разыгрывают ситуации, просматривают видеосюжеты.
Два раза в год с сотрудниками дошкольного учреждения проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей в детском саду.
10. Проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
Исчерпывающие сведения о здоровье детей можно получить только при учете совокупности результатов периодических медицинских осмотров и причин, в связи с которыми дети в течение года обращаются за первичной медико-санитарной помощью, как к медперсоналу детского сада, так и в детскую поликлинику. Состояние здоровья конкретного ребенка фиксируется в установленных формах учетной документации. К ним относятся: Медицинские (амбулаторные) карты детей ф.026у, сертификат профилактических прививок ф.060у.
Дети, имеющие хронические заболевания, подлежат диспансерному наблюдению, которое осуществляется участковыми педиатрами, специалистами поликлиники при активном участии медицинского персонала детского сада.
Медицинский работник детского сада обеспечивают наблюдение за здоровьем детей этой группы, контроль за своевременной явкой их на осмотр в поликлинику, за выполнением детьми необходимых лечебных мероприятий. Постоянному наблюдению подлежат также дети с начальными донозологическими формами отклонений в состоянии здоровья, а также дети группы риска, т.е. наиболее подверженные заболеваниям. Особое значение имеет оздоровление детей непосредственно в детском саду.
Профилактика инфекционных заболеваний является одним из важнейших направлений работы медперсонала детского сада. Борьба с инфекционными заболеваниями включает: обеспечение санитарного и противоэпидемического режима, повышение специфического и неспецифического иммунитета, блокирование возможных путей передачи и распространения инфекции.
Охрана здоровья обучающихся обеспечивается в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» | смотреть | ||
Приказ об усилении мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса |
смотреть | ||
Инструкция по правилам безопасного поведения воспитанников в ДОУ | смотреть | ||
Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике | смотреть | ||
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий | смотреть | ||
Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим в ДОУ | смотреть | ||
Инструкция по охране жизни и здоровья детей в ДОУ | смотреть | ||
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, в цветнике | смотреть | ||
Инструкция по охране труда при обучении детей основным видам движений в спортивном зале | смотреть | ||
Инструкция по охране труда при организации занятий с воспитанниками | смотреть | ||
Инструкция по охране труда по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма | смотреть | ||
Комплексно-целевая оздоровительная программа "Здоровье" | смотреть | ||
Справка об условиях охраны здоровья обучающихся | смотреть | ||
Специальные условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | не созданы |